О доступности образовательных услуг для инвалидов и детей с ОВЗ
В МБДОУ Пикшенский детский сад
в настоящее время детей инвалидов, детей с ОВЗ - нет.
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. При необходимости будет разработана адаптированная программа.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Здание МБДОУ типовое, одноэтажное, общей площадью - 526,97 кв.м.Расположено по адресу: Нижегородская область, Большеболдинский район, село Пикшень, улица Мира дом 3. Имеется водоснабжение: холодное - централизованное (источник водоснабжения - скважина), горячее от электроводонагревателя, канализование централизованное, отопление водяное автономное от котельной на газовом топливе, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии.
Конструктивные особенности зданий не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют. Входная площадка имеет навес, звонок при входе. Вас встретят наши сотрудники. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации и световым табло "Выход" и тревожная кнопка.В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте образовательной организации через обратную связь с заведующим детским садом Щербаковой Анной Владимировной и задать наболевшие вопросы и изучить материалы, подготовленные специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам.
Средства обеспечения безопасности и охраны здоровья детей.
Материально-техническое обеспечение детского сада соответствует санитарным, противопожарным и антитеррористическим нормам, нормам охраны труда воспитанников и сотрудников ДОУ. В целях охраны жизни и здоровья детей в МБДОУ Пикшенском детском саду :
установлена АПС "Стрелец-мониторинг" с выходом на пожарную охрану;
установлена "тревожная кнопка" с выходом на ФГКУ "Управление вневедомственной охраны";
имеется план эвакуации при пожаре.
В образовательном учреждении строго соблюдаются правила и меры безопасности жизни и здоровья детей, которые контролируют заведующий, воспитатель:
систематически проводятся технические осмотры помещений ДОУ, соблюдаются правила пожарной безопасности;
все продукты, употребляемые детьми в пищу, приготовлены с соблюдением санитарных правил; имеется десятидневное примерное меню;
все опасные предметы находятся вне зоны досягаемости для детей;
в целях охраны здоровья детей в ДОУ приводится в порядок участок, на котором гуляют дети: ежедневно участки проверяются на отсутствие предметов, которые могут нанести вред здоровью ребенка, все игровые снаряды находятся в исправности;
в помещениях, в которых находятся дети, проводятся ежедневные влажные уборки и сквозное проветривание.
Условия питания и охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста является правильная организация питания, обеспечивающая организм энергией и всеми необходимыми ему пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами.
Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста – важный фактор процессов роста, совершенствования многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности ребенка.
Учреждение обеспечивает детей полноценным, сбалансированным питанием, учитывая среднесуточный набор продуктов, возраст детей, время пребывания в учреждении, руководствуясь СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО"
Организация питания в ДОУ предусматривает выполнение режима дня. Режим питания детей включает – завтрак, второй завтрак, обед, полдник
В ДОУ имеется перспективное 10-дневное меню, на основании которого составляется рабочее ежедневное меню. Объем пищи и выход блюд соответствуют возрасту детей. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Основанием для приготовления блюд являются оформленные технологические карты (на основании действующих сборников технологических нормативов).
В ДОУ круглогодично проводится искусственная С-витаминизация готовых блюд. Для профилактики йододефицита в питании используется йодированная соль.
Все продукты, поступающие в детский сад, имеют необходимые санитарные сертификаты соответствия.
Медицинское обслуживание в ДОУ обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима обеспечения качества питания.
Условия для воспитания и обучения детей с ОВЗ
В МБДОУ Пикшенский детский сад для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) созданы следующие условия:
1. Обеспечен равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании РФ).
Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности:
Законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения ( группы). Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.
В настоящее время часто происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии. Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в образовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.
Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников необходимо соблюдать следующие условия:
1.Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое
обеспечение;
2.Создание развивающей среды;
3.Кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств;
4.Психолого-педагогическое сопровождение.
1.Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития.
Целесообразно на каждого воспитанника составлять индивидуальную программу развития.
При необходимости, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года следует направлять на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.
2.Создание предметно-развивающей среды.
Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей-инвалидов по зрению крайние ступени лестницы при входе в здание необходимо покрасить в контрастные цвета. Лестницы в обязательном порядке должны быть оборудованы перилами. Дверь тоже необходимо сделать яркой контрастной окраски или провести яркий кант по периметру двери. На стеклянных дверях яркой краской должны быть помечены открывающиеся части. В раздевалке детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды. Необходимо уделить внимание освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, и помнить, что представленный наглядный материал нужно озвучивать для того, чтобы он смог получить информацию.
Дети с нарушенным слухом должны быть слухопротезированы ИСА (индивидуальными слуховыми аппаратами).
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по территории следует предусмотреть ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней должны быть сглажены. Рекомендуется покрыть поверхность дорожки направляющими рельефными полосами и яркой контрастной окраской. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и яркокрасный цвета.
3.Кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств.
Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Конечно, помощь детям с ограниченными возможностями здоровья должны оказывать узкие специалисты: педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. Одной из проблем является нехватка узких специалистов. Тем не менее, есть выход и из этой ситуации. В разных учреждениях области оказываются бесплатные услуги разными специалистами. Для этого педагоги ДОУ должны направить родителей ребенка в такие учреждения.
При запущенных тяжелых случаях отсутствия речи ребенок может быть вместе с мамой направлен в стационар в краевую детскую больницу, где логопед занимается ежедневно.
Для получения консультаций специальных педагогов (сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов) по обучению, воспитанию, развитию детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, задержкой психического развития нужно обратиться в специальные (коррекционные) школы соответствующего вида, в которых организована работа консультационных пунктов. Также для получения консультации можно обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию как по месту жительства.
Хочется отметить, что время для коррекции какой-либо функции, ограничивающей адаптацию или развитие ребенка, может быть безнадежно упущено, если вовремя не обратиться к специалисту.
Успешность воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада во многом зависит от вовлечения в него родителей воспитанников. Родители должны в полной мере участвовать в коррекционной работе, проводимой дошкольным учреждением, выполнять рекомендации педагогов. В нашем МБДОУ работают с детьми: воспитатели и музыкальный руководитель.
4.Психолого-педагогическое сопровождение.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении работникам необходимо знать следующие положения коррекционной работы:
Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта, разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую и коррекционную программу.
При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а главным образом с самим с собой на предыдущем уровне развития.
Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности, психологической безопасности. Педагог должен стремиться к безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка. Педагогический прогноз строить на основе педагогического оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные психомоторные функции, положительные стороны его личности и развития, на которые можно опереться при педагогической работе.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и педагогического персонала.
Разрабатывать динамичную индивидуальную развивающую коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным и педагогическим работникам. Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен образовательной программой дошкольного образования МБДОУ.
Педагоги и сотрудники | Обучающиеся(воспитанники) |
В МБДОУ имеется доступ к информационно-телекоммуникационным сетям. Имеется точка доступа в сеть Интернет. Для работы с детьми имеется ноутбук и интерактивная доска. | Дети доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не имеют, специального компьютерного класса в МБДОУ нет. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
- Министерство просвещения РФ
- Федеральный портал "Российское образование"
- Информационная система "Единое окно доступа к образовательным услугам"
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Наименование ЭОР | Краткая характеристика | Ссылка |
---|---|---|
"РазИгрушка" | Сайт для детей и их родителей, которые заботятся о гармоничном развитии и воспитании своих детей | перейти |
"Лучик света" | Загадки, игры, сценарии к спектаклям и праздникам, забавные частушки, викторины; познавательные энциклопедии для детей; обучающее видео для детей; большое количество раскрасок, занимательные диски для детей; рубрика «Приятного аппетита», «Наше здоровье» и многое другое для детей, родителей, педагогов | перейти |
"Почемучка" | Cайт содержит разнообразные развивающие, дидактические, музыкальные игры для детей и много других полезных материалов для педагогов, родителей | перейти |
"Дошколенок" | Сайт для родителей, детей дошкольного возраста. Содержит задания для развитие речи, развивающие игры и конкурсы, статьи для родителей, изостудия, поделки своими руками | перейти |
"Ладушки" | рисовалки, считалки, пословицы, загадки, потешки, подвижные игры для малышей, малышек, а так же их родителей | перейти |
"Играем и развиваемся" | Сайт для детей и родителей | перейти |
"Дети-погодки" | Информационный портал для родителей | перейти |
"Умка - Детский развивающий сайт" | На сайте Вы можете посмотреть как развлекательные, так и обучающие детские мультфильмы, скачать сборники, а также послушать и скачать плюсовки и минусовки детских песен, раскрасить вместе с вашими детьми онлайн раскраски, выбрать понравившиеся вам сценарии праздников, послушать детские сказки и еще многое другое | перейти |
"Оригами - Мир своими руками" | Сайт посвящен древнему искусству складывания фигурок из бумаги. Здесь вы найдете схемы и видео схем складывания оригами | перейти |
"Раскраски" | Детские раскраски, раскраски онлайн, раскраски из цифр, картинки из цифр, детские лабиринты, умелые ручки, развивающие | перейти |
«Baby news» | огромное количество развивающих материалов для детей, сайт будет интересен и родителям и детям | перейти |
Наличие оборудованных кабинетов, объектов для практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в т.ч. приспособленных для использования инвалидами и с лицами с ОВЗ.
Вид помещения | Функционал помещения | Оснащение |
Кабинет заведующей |
Индивидуальные консультации, беседы с педагогическим, медицинским обслуживающим персоналом и родителям: -создание благоприятного психо-эмоционального климата для работников и родителей; -развитие профессионального уровня педагогов; -просветительская, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей. |
-Библиотека педагогической и управленческой литературы -Нормативно-правовые документы -Аттестационные материалы педагогов ДОУ -Компьютер, принтер, телефон, выход в интернет. |
Групповые комнаты | Реализация содержания ОО «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, двигательной, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятие художественной литературы |
-Детская мебель в центрах активности -Игровая мебель, Атрибуты для сюжетно-ролевых игр -Столы и стулья -Природные объекты -Конструкторы различных видов -Головоломки, пазлы, мозаики, настольно-печатные игры -Детская художественная и познавательная литература -Различные виды театров -Развивающие игры по математике и логике -Материалы для художественной продуктивной деятельности |
Спальное помещение |
-Дневной сон -Отдых -Гимнастика после сна |
-Спальная мебель -Стол воспитателя |
Раздевальная комната |
-Информационно-просветительская работа с родителями
|
-Раздевальные шкафы, банкетки. -Стеллаж, стенды для демонстрации детских работ. -Информационный уголок -Папки с детскими работами -Наглядно-информационный материал для родителей |
Коридоры ДОУ |
-Информационно-просветительская работа с родителями и персоналом ДОУ -Знакомство с детскими работами |
-Информационные стенды -Выставки детского творчества |
Участки для прогулок | -Организация разных видов деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, двигательной, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятие художественной литературы на прогулке |
-Скамейки, столики, качели, беседки, песочницы -Веранды -Спортивные комплексы -Выносной игровой материал -Оборудование для сюжетных игр (домики, машины, корабли и т.д.) -Клумбы |
Помещения, обеспечивающие быт ДОУ |
-Прачечная -Склады, кладовая -Кухня |
-Стиральные машины, утюги -Кухонное оборудование -Продукты -Мягкий и жесткий инвентарь и т.д. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ:
- Интерактивный уголок ( интерактивна доска, проектор, ноутбук) в группе;
- Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
-->